Cпецпроекты

Связь на грани возможного: капитан дальнего плавания Андрей Иванов и его родители


1 1703 0
В новом проекте «Связь на грани возможного» bit.ua совместно с Киевстар расскажет истории тех, кто занимается делом достойным и часто опасным, подолгу находясь вдали от семьи. Мы будем общаться с обеими сторонами: героями и их близкими, которые волнуются и постоянно поддерживают связь на расстоянии.

В новом выпуске — Андрей Иванов, совладелец яхтенной компании Fleet5 и капитан с 13-летним стажем. Андрей стал капитаном в 18 лет и долго оставался самым молодым капитаном Украины. За свою карьеру он более 100 раз переходил Черное море, два раза переплывал Атлантический океан, три раза посылал сигнал бедствия и даже убегал на яхте от смерча. С 2008 года Андрей обучает капитанов — он лицензированный инструктор IYT и общий оператор ГМССБ. Сейчас Андрей ходит преимущественно в Средиземном, Эгейском, Ионическом, Адриатическом, Тирренском и Карибском морях. За годы плаваний прошел более 40 000 морских миль.

Прямая речь. Андрей

bit4

Меня всегда привлекала свобода, и будучи подростком, я как все задавался вопросом, куда идти и кем стать. Была идея посвятить себя юриспруденции, но потом мне показалось это скучным. Тогда я пошел в Киевский лицей водного транспорта и в итоге стал капитаном. Эта профессия связана не только с приключениями и свободой, но и хорошим заработком. Около двух лет я был молодым помощником капитана, и, надо признать, меня окружали не очень хорошие капитаны — часто неадекватные и некомпетентные люди с отсутствием нужного опыта, знаний, зато с деревянной советской закалкой. Поэтому как только появилась возможность, я получил диплом капитана в Киевской государственной инспекции малых судов.

Чтобы стать капитаном нужны определенные качества. Первое — ответственность. Капитан без ответственности — полное г. Второе – выдержка и стремление развить необходимые навыки. Помню, поначалу работал как солдат Джейн: чтобы иметь навык лучше, чем у тщеславных зазнаек. Третье — начальный опыт помощника капитана. И четвертое, конечно же, харизма — тихоне будет сложно управлять командой, за ним не пойдут люди. Капитан должен вдохновлять.

Мое первое дальнее плавание — переход Черного моря. Мне было 18, и я шел в качестве помощника. Родители мне полностью доверяли, поэтому отреагировали нормально — просто приняли это, полностью мне доверяя. Мой старший брат тоже капитан, нас воспитывали очень самостоятельными с большим кредитом доверия. Жаль, из-за проблем со связью во время всего пребывания в Турции, я не мог никак контактировать с родителями. Через неделю, вернувшись домой, просто рассказывал им о том, что со мной происходило. К счастью, сейчас стали доступными интернет, мобильная связь. Теперь, когда я не в Украине, общаемся через всяческие коммуникаторы. В основном используем видеозвонки.

bit6

Помню, когда я впервые переплыл океан, то испытал недоумение: ты готовишь себя к битве с драконом, а по сути твой месяц — это скука. Особенно, когда идешь из Европы в Америку: вместе с пассатами тебя сопровождает хорошая погода, так что самое неприятное на судне — атмосфера на борту.  Из-за скуки команда нередко начинает ссориться. А вот когда переходишь из Америки в Европу — более сложный переход из-за непогоды — появляется больше страха и адреналина. В море всегда чувствуешь себя спокойнее. Это его главное отличие от океана — море ближе к земле, чем океан, поэтому на душе не так тревожно. Все моря, кстати, тоже отличаются друг от друга. У каждого разный состав воды: Черное море, например, одно из самых опасных — из-за низкой плотности воды там довольно резкие волны. Азовское море мелкое и тоже очень непростое для переходов — запросто можно стать на мель. Карибское море славится своими ураганами, а Адриатическое, наоборот, очень тихое — оно закрытое, поэтому там не особо разгуливается непогода. Волны в 20 метров для Средиземного моря — что-то немыслимое, а для океана — нормальная практика. Там волне есть где разгуляться. И не стоит забывать о морских и океанических обитателях — они везде разные. В Индийском океане, например, обитает огромное количество ядовитых рыб.

Один раз, переходя Атлантику — из Америки в Европу, — попал в ураган. Мы переходили океан в апреле, а это самое опасное время, когда тонет 50% лодок. И все же нам сильно везло, а везение для капитана — все. Мы обошли много ураганов по дороге, но один из них нас все же настиг. Совсем краешком, правда. Поясню: 63 узла — это стандартный ураганный ветер, нам же попался его младший брат в 55 узлов. Ад заключался в том, что в какие-то моменты нас слепили молнии, которые сменяли 10-метровые накрывающие волны, и им не было конца. В такие моменты понимаешь, какой ты маленький. В этом приключении были еще и срывы в команде, которые добавили своей остроты. Например, в определенный момент один из членов экипажа выбежал в кокпит и стал кричать, что мы все уже мертвы. Я вежливо объяснил, что делать этого не стоит — паника ни к чему.

01/2

Был и другой случай — переходя из Доминиканы в Антигуа, мы с моим помощником немного переоценили свои силы и попали в бурю. Трехдневный переход стал семидневным. Из-за усталости, недосыпа и отсутствия общения (нам приходилось по очереди дежурить, так что мы друг друга практически не видели) у нас начались галлюцинации, навязчивые идеи. Еще немного, и нас бы уже не откачали. После того как выбрались из этой передряги, еще неделю целовали и обнимали всех встречных людей. Были похожи на безумцев.

За всю свою карьеру я три раза посылал сигнал бедствия, но все они не были трагичными. Тут надо уточнить, что сигнал бедствия — это не только ракета или сообщение по радио, но и жест-сигнал спасения руками. Первый был, когда у нас закончилось топливо на яхте. Второй, когда закончилось топливо в шлюпке, и меня уносило в море. Дело было в Крыму. Из-за того, что ранее в Украине невозможно было получить качественное яхтенное образование, со мной не было ничего — ни спасательного жилета, ни весел, ни рации, ни телефона. Я подавал сигнал бедствия руками, и меня подобрало проходящее мимо судно, иначе бы просто отнесло в море, и я погиб. Берег был виден, но доплыть до него было нереально. Кстати, самый частый случай утопления в такой ситуации — это когда люди не очень адекватно оценивают свои силы. Третий сигнал бедствия я подавал на сильном ветру, когда у нас заклинило перо руля, и лодка все время поворачивала вправо. В итоге нас сильно несло в скалы. К счастью, мы сумели решить проблему еще до прихода помощи, которую вызвали по телефону.

bit19

Часто люди путают бурю в 8 балов со штормом, а это, поверьте, очень разные вещи. Шторм — это определение силы ветра, 10 баллов по шкале Бофорта из 12. Штормы бывают редко, и чаще всего они настигают мореплавателей в тропиках, в сезоны ураганов, или зимой в Европе, на греческих Кикладах или в Испании. Мой первый настоящий шторм случился в океане, при переходе из Америки в Европу. Первая буря — в Крыму, где мы шли на ужасном судне, которое могло перевернуться в любой момент. Но надо признать, как шторм, так и буря — штуки захватывающие. Ты чувствуешь многочасовой адреналин, делаешь какое-то дело для выживания, очень сконцентрирован, так что особой паники нет.

Когда грозит реальная опасность, первая мысль: «Какая классная смерть». Однажды я чуть не умер четыре раза в течение одного дня. Мы перегоняли лодку другу, и по дороге судно постоянно ломалось и буквально разлеталось на куски. Пришлось несколько часов провести в 8-градусной воде, ремонтируя его. Меня схватила судорога, все было «на грани». С утра на той же яхте я попал рукой в двигатель, можно даже сказать упал в двигатель. После чего все в этот же злосчастный день на меня упала мачта, а вечером с этой же мачты упал я. Появилось ощущение, что лодка явно меня не любит. Родители знают обо всех этих ситуациях. Но когда рассказываю, воспринимают их как вещи, которые произошли не со мной.

01/3

Главное в открытом море — не зазнаваться. Самоуверенность находит любого капитана. Как раз от самоуверенности и, немного забыв о технике безопасности, я решил просушить огромный парящий парус. Поднял его без использования стопоров и лебедок через мачту и открыл. Но тут налетел ветер, парус запутался, образовался купол, и он стал улетать, набрав ветра. Я полетел вместе с ним. Когда понял, что высота слишком большая, решил прыгать. В момент расцепления веревка пролетела по моим рукам и сожгла кожу на ладонях. Я упал прямо на яхту с высоты примерно шести метров. Чудом не пострадал — не повредил позвоночник, ничего не сломал. Потом кровавыми руками собрал парус и уже в бинтах случайно поскользнулся на мостике и надорвал связку на ноге. На следующий день мы переходили Черное море, где нас встретило несколько смерчей, от которых пришлось убегать, управляя яхтой левой ногой.

Море научило меня соблюдать правила безопасности и объяснило, насколько они важны. Я бесконечно везучий капитан, но далеко не все капитаны имеют такой запас оберегов. Поэтому следовать правилам безопасности в море — задача номер один. Этому я всегда учу своих студентов в академии яхтинга Fleet5. Еще море научило понимать природу, планету, человечество. В нем нет границ, и там ты четко осознаешь, что они и не нужны. А вместе с ними не нужны разногласия, войны, конфликты. В природе и без того достаточно опасностей. Но самое главное, море учит тебя быть свободным — не только делать то, что хочется, но и отвечать за свои действия, быть открытым для всех опасностей и для всех приключений.

Прямая речь. Татьяна и Владимир Ивановы

01/3

Перед первым дальним путешествием мы встретились с сыном на вокзале, пообщались и он отправился в Крым — именно там стояло судно, на котором они в итоге пересекли Атлантику. Надо сказать, что ко времени первого дальнего путешествия — через Атлантику и обратно — у Андрея уже был достаточно большой опыт перехода через Черное море. Мы очень доверяли своему сыну, верили в него, но все же до конца не верили, что это произойдет. Только когда он достиг Канарских островов, стало понятно, что это таки случилось. Мы каждый день отправляли смски в одностороннем порядке, зная, что, когда у него будет возможность, он с нами обязательно свяжется. Андрей так и делал.

В дни, когда они достигли Канар, от островов стартовала регата — 200 суден, которые переходили Атлантику. Они в качестве незарегистрированных участников к ним присоединились. И пусть у нас с нашим ребенком не было связи, мы внимательно следили за регатой, наблюдали за погодой, фактически присутствовали там, что, безусловно, добавляло еще большего спокойствия, уверенности и гордости за сына. Ведь в Атлантике связи не было. Она была на Карибах — там были и видео, и часовые разговоры.

Никогда не забуду их обратную дорогу через Атлантику. Я писала Андрею смски и просила мне перезвонить. В часов 7-8 утра раздался звонок, и я услышала родной и любимый, слегка охрипший голос сына. Он назвал нам точные координаты, по которым мы смогли посмотреть, где именно он находится. Рассказал о том, как в непогоду били молнии. Но все это не заставляло меня волноваться, поскольку я слышала счастливый голос своего сына.

bit9

Когда в 15 лет Андрей решил стать мореплавателей, мы не удивились — на тот момент в семье уже было два капитана: отец и старший брат. Так что мы сказали ему: хочешь быть на яхте, иди помой двигатель. Первый сезон мальчики провели с папой. Месяца 2 жили в Крыму, в Балаклаве. Правда, папа этим не занимается, он у нас больше по ретро-автомобилям.

Есть правило, которое и Андрей, и Саша (его старший брат) всегда выполняют — в течение какого-то времени после выхода в море звонят домой и говорят, что с ними все хорошо. К тому же благодаря Facebook мы видим, что и как у них происходит. А еще мы с папой всегда встречаем и провожаем их в дорогу. Отвозим в аэропорт, а по возвращении встречаем.

Когда Андрей только начинал ходить в рейсы, связь не была такой доступной, поступало меньше информации, но благодаря доверию к сыну, какой-то внутренней уверенности и знанию, что при возможности он даст о себе знать, сложно не было. Если дозванивались друг до друга, разговаривали около часа. И этого хватало, скажем, на две недели. Помню, после перехода Черного моря, вернувшись из Турции, Андрей посадил нас и начал читать вахтенный журнал, чтобы мы понимали, как и что с ним происходило в море.

bit7

Когда мы узнавали об опасностях, которые происходили с сыном, страшно не было. Это была гордость за ребенка. К тому же, если происходило что-то негативное, он сообщал нам об этом не сразу. Мол, мам, пап, я выжил, но такое было. Он никогда не заставлял и не заставляет нас нервничать, очень бережно к нам относится. А мы благодарим его за это и испытываем невероятную гордость и искренний интерес к его путешествиям. После любых «страшилок» спокойный голос Андрея перечеркивал все страхи. О плохом не думаем вообще, нам с папой некогда думать о негативе.

Мы очень рады, что у наших сыновей интересная и насыщенная жизнь, работа, которая приносит им столько радости, новых интересных людей и незабываемые приключения. У нас вообще в семье очень многие связаны с морем. Племянник мужа — моряк. Мой дедушка — моряк, вернувшийся с двух войн, выживший в Финском заливе. Я выросла с историями о море, морских приключениях и опасностях. Так что, возможно, это тоже одна из причин моего спокойствия.


Будьте ближе, несмотря на границы. Общайтесь с друзьями и родными по всему миру с выгодными тарифами от Киевстар.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

1 Комментарий. А где же ваш!

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
1
Александр

Уважаемый автор статьи, прежде чем писать статьи на морские темы, разберитесь изначально в морской терминологии, морских званиях, документации и т.д. Диплом Яхтенного Капитана, обладателем которого является Андрей Иванов, не имеет никакого отношения к диплому Капитана Дальнего Плавания. Диплом Капитана Дальнего Плавания возможно получить только после окончания морского высшего учебного заведения и только после наработки определенного рабочего стажа, требуемого конвенцией IMO. Диплом Капитана Дальнего Плавания абсолютно невозможно получить в 18 лет !!!!!!

С Ув. Капитан Дальнего Плавания Олешко А.А.

Рекомендуемое
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: